Железобетонные трубы применяются во многих видах строительства, основное предназначение – организация водопропуска, обеспечение отвода дождевых и иных стоков. В зависимости от условий применения, выпускают такие виды труб: безнапорные, напорные, дорожные и микротоннельные. Сегодня мы хотим рассказать о них подробнее.

Безнапорные железобетонные трубы – наиболее востребованный вид труб. Данные трубы применяют для отвода ливневых стоков (дождевая канализация), по ним жидкость протекает самотеком. Безнапорные трубы производятся в соответствии с ГОСТ 6482-2011 (новый), вышедшей взамен предыдущего ГОСТ 6482-88. Данный ГОСТ предусматривает производство труб диаметрами: 300, 400, 500, 600, 800, 1000, 1200, 1400, 1600, 2000 мм, длиной 2,50, 3,00, 5,00 метров. Часто безнапорные трубы применяют для прокладки под автомобильными дорогами общего пользования (дороги и улицы в городах, поселках, сельских населенных пунктах, под дорогами промышленных предприятий, внутрихозяйственные автомобильные в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях, дорогах местного значения). Безнапорные трубы назначаются к применению под автомобильными дорогами в соответствии с СНиП 2.05.03-54 и не допускаются к применению при строительстве автомагистралей федерального значения (дорог I и II категории). Заказчики часто интересуются, какая минимальная высота грунта (высота защитного слоя над трубой) должна быть при прокладке под проезжей частью, в тексте СНИПа 2.05.03-54 прописано, что высота защитного слоя должна быть не менее 0,5 м от верха трубы до уровня бровки земляного полотна.

beznapornie Подробно о безнапорных трубах изложено тут.

Напорные железобетонные трубы – вид труб изготовленный из высокопрочной бетонной смеси, для пропуска жидкостей под напором. Очень дефицитный вид труб на территории РФ. По нашим данным, в настоящее время, в России нет ответственных производителей данного типа труб. Заказчики приобретают напорные трубы у Белорусского производителя. Дефицитность напорных труб объясняется сложной технологией производства, отсутствием поставщиков оборудования, низкой востребованностью напорных труб на рынке. Данный вид железобетонных труб служат для организации трубопроводов по которым протекает жидкость под давлением: трубы должны обеспечить герметичность стыков и выдержать серьезные нагрузки, не допустить протечки при давлении в трубопроводе в 5,10 и 15 атмосфер. Производятся в соответствии с ГОСТ 12586.0-83 и ГОСТ 12586.1-83, трубы имеют длину 5,00 м, диаметры проходного отверстия 500, 600, 800, 1000, 1200, 1400, 1600 мм.

Технология производства напорных железобетонных труб более трудоемкая по сравнению с безнапорными. Процесс осложняется дополнительными работами, требуется проверка качества на соответствие классу напорности.

Железобетонные напорные трубы подразделяют на три основных класса, в зависимости от расчетного внутреннего давления в трубопроводе:

  • I класс — максимальная прочность, рассчитаны для внутреннего давления в трубопроводе – 1,5 МПа (15 кгс/см2), приблизительно 15 атмосфер;
  • II класс — средняя прочность, 1,0 МПа (10 кгс/см2), приблизительно 10 атмосфер;
  • III класс — самая маленькая нагрузка, 0,5 МПа (5 кгс/см2), 5 атмосфер.

Каждая партия подвергается проверке на стенде, по результатам испытаний, проверки, трубам присваивается класс напорности в соответствии с требованиями стандарта. Напорные трубы производят под конкретный заказ, отгрузка первой партии может занимать от семи до четырнадцати дней, на складе их не хранят.

Маркировка железобетонных напорных труб включает в себя буквенное и числовое обозначение типа изделия, например — ТН 80-II

ТН 80-II — обозначение напорных железобетонных раструбных труб, где:

  • ТН — напорные трубы;
  • 80 — диаметр условного прохода в см, в данном случае ø 800 мм;
  • II — соответствие классу напорности, в данном случае «II-й класс», т.е. данные трубы предназначены для использования при показателях расчетного внутреннего давления в трубопроводе не более 1,0 МПа (10 кгс/см2).

napornie

Дорожные трубы – железобетонные трубы, которые используются для прокладки под автомобильными и железными дорогами. Данную группу труб можно разделить на два основных вида: трубы круглого сечения, и трубы прямоугольного сечения. Круглые трубы, в свою очередь, можно разделить еще на два вида, в соответствии с формой: звенья круглых труб, и звенья круглых труб на плоском опирании (с подошвой) Для дорожного строительства разработаны специальные нормативные документы, для круглых труб — Серия 3.501-104, Серия 3.501.1-144, ШИФР 1484, ОСТ 35-27.0-85, для прямоугольных труб – Серия 3.501.1-177.93, ШИФР 2119РЧ и т.п. разработаны специальные конструкции для организации водопропускных сооружений под дорогами, которые кроме звеньев труб включают в себя – портальные стенки, откосные крылья, лекальные блоки, и т.д.

dorozhnie doroznie2 Более подробную информацию о дорожных трубах можно посмотреть тут.

Трубы для микротоннелирования – специальные железобетонные трубы с металлической обечайкой для прокладки методом продавливания, бестраншейная технология монтажа трубопроводов. Для монтажа такого типа труб требуется специальное оборудование.

micro

Подробно о трубах для микротоннелирования тут.