В данной статье изложена краткая информация о железобетонных звеньях водопропускных труб, применяемых при строительстве автомобильных и железных дорог.

Изначально, хотелось бы отметить, что звенья можно разделить на два основных типа по форме поперечного сечения: звенья прямоугольного сечения и звенья круглого сечения.

Звенья прямоугольные имеют маркировку – ЗП

Звенья круглые, можно дополнительно разделить еще на два типа по форме основания:

  • Звенья круглые (без плоского основания) – ЗК
  • Звенья круглые с плоским основанием – ЗКП

Круглые звенья (всех типов) имеют ограничение по применению в зависимости от климата места строительства, и предназначены для климатических районов строительства с расчетной температурой наружного воздуха минус 40 °С и выше.

Прямоугольные звенья предназначены для любых климатических условий. Звенья, предназначенные для применения в суровых климатических условиях, например для эксплуатации в районах с расчетной температурой наружного воздуха ниже минус срока градусов, дополнительно маркируются буквой «М».

ЗП 10.100 – применяются в районах с расчетной температурой наружного воздуха до минус 40 °С включительно.

ЗП 10.100-М – применяются в районах с расчетной температурой наружного воздуха ниже минус 40 °С. Данные звенья, имеют более высокие характеристики бетона, и армируются специальной сталью (арматуры периодического профиля из стали Ас-II марки 10ГТ по ГОСТ 5781-82) для возможности эксплуатации в северных условиях.

Все типы звеньев должны производиться из тяжелого бетона, плотностью не менее 2200 кгс/м3 , классом по прочности не ниже В30, по водонепроницаемости не ниже W6.

Показатель бетона по морозостойкости может соответствовать:

F200 – для районов со среднемесячной температурой воздуха минус 10°С и выше, и F300 – для районов со среднемесячной температурой ниже минус 10°С. Если в конце наименование звена добавлен индекс – F, например ЗКП 6.200-F, это означает, что звенья должны быть изготовлены из бетона морозостойкостью F300.

Так же, как и для любых изделий применяемых в дорожном строительстве, бетон звеньев должен иметь в своем составе пластифицирующе-воздухововлекающие (газообразующие) добавки, служащие улучшению структуры бетона.

В настоящее время разработаны конструкции труб из круглых звеньев следующих диаметров:

Звенья круглые ЗК – Ø 0,5 м, Ø 0,75 м, Ø 1,00 м, Ø 1,25 м, Ø 1,50 м, Ø 2,00 м, длиной 1,00 м, 1,50 м, 2,00 м, 3,00 м.

Звенья круглые с подошвой ЗКП – Ø 1,00 м, Ø 1,25 м, Ø 1,50 м, Ø 2,00 м, длиной 1,00 м, 2,00 м, 3,00 м.

Одной из основных характеристик для звеньев применяемых в дорожном строительстве является – допустимая высота насыпи или максимальная глубина залегания труб. Трубы одного и то го же диаметра могут конструктивно отличаться толщиной стенки, длиной, армированием, что отражено в маркировке изделия.

Конструкции звеньев разработаны следующим образом:

Минимальная высота насыпи от верха трубы для всех звеньев – 0,50 м. В случае, если высота насыпи менее 50 см от верха трубы, то допускается движение транспортных средств только вдоль трубы, и на расстоянии не менее 1,00 м

Переезд транспортных средств через трубу допускается при минимальной насыпи равной высоте звена плюс 0,50 м.

Работы по монтажу труб регулирует СНиП 3.06.04-91

Еще одним, не мало, важным фактором, влияющим на величину глубины залегания звеньев, является форма фундаментного основания конструкции трубы. Нормативные документы допускают четыре варианта оснований для монтажа звеньев:

  1. – гравийно-песчаная подушка (только для труб под автомобильные дороги)
  2. – плиты фундамента (тип 1), плиты высотой 200 мм (все типы дорог)
  3. – блоки фундамента (тип 2), блоки высотой 700 мм (только под железные дороги)
  4. – монолитный бетон (тип 3), заливка фундамента высотой не менее 400 мм (все типы дорог)

Более подробную информацию о звеньях для дорожного строительства вы найдете в технических документах: Серия 3.501.1-177, ГОСТ 24547-81; ОСТ 35-27.0-85; Серия 3.501.1-144, Шифр 1484, в.1, ШИФР 2175 РЧ, ШИФР 2119 РЧ, Серия 3.501-104